Новости

ТНВД

Топливный насос высокого давления (сокращенное наименование – ТНВД) дизельного двигателя.


ТНВД является одним из основных и наиболее сложных конструктивных элементов системы топливоподачи дизельного двигателя.
Топливные насосы предназначены для подачи в цилиндры дизеля под определенным давлением и в определенный момент точно отмеренных порций топлива, соответствующих данной нагрузке и выполняют, как правило, две основные функции:


1.    Нагнетание под давлением определенного количества топлива
2.    Регулирование необходимого момента начала впрыскивания


По способу впрыска различают топливные насосы: непосредственного действия и с аккумуляторным впрыском.


В топливном насосе непосредственного действия осуществляется механический привод плунжера, а процессы нагнетания и впрыска протекают одновременно. В каждый цилиндр секция топливного насоса подает необходимую порцию топлива. Требуемое давление распыливания создается движением плунжера насоса.


В аккумуляторных системах впрыска, функция регулирования момента впрыска возложена на управляемые электроникой форсунки.

Топливные насосы высокого давления могут быть:
1.  Рядными
2. V-образными (многосекционными)
3. Распределительными.
4. Магистральный.

Самые распространенные – рядные ТНВД, выпуск которых был начат фирмой BOSCH в 1927 году.

В рядных ТНВД нагнетание топлива в цилиндр производится отдельной плунжерной парой, насосные секции располагаются друг за другом, и каждая подает топливо в определенный цилиндр двигателя.

Секция в свою очередь состоит из:

  • плунжерной пары
  • нагнетательного клапана
  • толкателя с возвратной пружиной.

Дозирование подачи топлива осуществляется при помощи общей рейки, ходом которой, в зависимости от режима работы двигателя, управляют регуляторы.


Рядные ТНВД обычно оснащаются топливоподкачивающими насосами низкого давления (ТННД), муфтами опережения впрыска топлива, корректорами давления наддува, механическими или электронными регуляторами.


В распределительных ТНВД, которые бывают одноплунжерными и двухплунжерными, одна насосная секция  обеспечивает нагнетание и распределение топлива по всем цилиндрам двигателя.
Магистральные насосы осуществляют только нагнетание топлива в аккумулятор.


Топливный насос высокого давления используется также в системе непосредственного впрыска бензинового двигателя, но его рабочее давление на порядок ниже аналогичной характеристики дизельного насоса.


Ведущими производителями топливных насосов высокого давления являются, в основном, зарубежные фирмы: Bosch, Lucas, Delphi, Denso, Zexel, Wuxi Weifu (СП Bosch)
В нашей статье речь будет идти о рядных топливных насосах, которые мы представляем, поэтому остановимся на них подробнее.


Рядный ТНВД имеет плунжерные пары по числу цилиндров. Плунжерные пары установлены в корпусе насоса, в котором выполнены каналы для подвода и отвода топлива. Движение плунжера осуществляется от кулачкового вала, который в свою очередь имеет привод от коленчатого вала двигателя. Плунжеры постоянно прижимаются к кулачкам с помощью пружин.

При вращении кулачкового вала кулачок набегает на толкатель плунжера. Плунжер двигается вверх по втулке, при этом последовательно закрываются выпускное и впускное отверстие. Создается давление, при котором открывается нагнетательный клапан, и топливо по топливопроводу поступает к соответствующей форсунке.

Регулирование количества подаваемого топлива и момента его подачи может осуществляться механическим путем или с помощью электроники. Механическое регулирование количества подаваемого топлива осуществляется поворотом плунжера во втулке.

Для поворота на плунжере выполнена шестерня, которая соединена с зубчатой рейкой. Рейка связана с педалью газа. Верхняя кромка плунжера имеет наклонную поверхность, поэтому при повороте отсечка топлива и соответственно его количество будет изменяться.


Изменение момента начала подачи топлива требуется при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Механическое регулирование момента подачи топлива производится с помощью центробежной муфты, расположенной на кулачковом валу. Внутри муфты находятся грузики, которые при увеличении оборотов двигателя расходятся под действием центробежных сил и поворачивают кулачковый вал относительно привода. При увеличении оборотов двигателя обеспечивается ранний впрыск топлива, при уменьшении – поздний.


Конструкция рядных ТНВД обеспечивает высокую надежность. Насосы имеют автономную смазочную систему либо смазываются моторным маслом системы смазки двигателя.
Рядные топливные насосы высокого давления применяются на двигателях с раздельными камерами сгорания и непосредственным впрыском тракторов, средних и тяжелых грузовых автомобилей. На легковых дизелях данный вид насоса применялся до 2000 года.
Принцип действия рядного ТНВД:
Рядный ТНВД имеет плунжерные пары по числу цилиндров. Плунжерные пары установлены в корпусе насоса, в котором выполнены каналы для подвода и отвода топлива.
Движение плунжера осуществляется от вращения кулачкового вала, который в свою очередь имеет привод через муфту опережения впрыска и зубчатую передачу от коленчатого вала двигателя. Плунжеры постоянно прижимаются к кулачкам с помощью пружин.
При вращении кулачкового вала кулачок набегает на толкатель плунжера и смещает его, а он в свою очередь, сжимая пружину, поднимает плунжер.
Плунжер двигается вверх по втулке, при этом последовательно закрываются выпускной и впускной каналы, и вытесняет топливо, находящееся над ним. Создается давление, при котором открывается нагнетательный клапан, и топливо по топливопроводу поступает к соответствующей форсунке.
В момент движения плунжера вверх винтовой канал, находящийся на нём, совпадает со сливным каналом в гильзе. Остатки топлива, находящиеся над плунжером, начинают уходить на слив через осевой, радиальный и винтовой каналы в плунжере и сливной в гильзе. При опускании плунжера за счёт пружины открывается впускной канал, и объём над плунжером заполняется топливом от подкачивающего насоса.

Регулирование количества подаваемого топлива и момента его подачи может осуществляться механическим путем или с помощью электроники.
При повороте плунжера, если винтовой канал совпадёт со сливным раньше, то впрыснуто топлива будет меньше. При обратном повороте каналы совпадут позже, и впрыснуто топлива будет больше. На некоторых ТНВД (например, ТНВД трактора Т — 130) часть секций отключается на холостых оборотах, соответственно, отключается и часть цилиндров двигателя.


Механическое регулирование количества топлива подаваемого к форсунке осуществляется поворотом плунжера во втулке от рейки.                                            Передача движения от рейки на плунжер может производиться либо через
зубчатую рейку на зубчатый сектор , закрепленный на регулирующей втулке плунжера либо через рейку с направляющими шлицами на штифт или сферическую головку на регулирующей втулке плунжера. Рейка связана с педалью газа. Верхняя кромка плунжера имеет наклонную поверхность, поэтому при повороте плунжера, если винтовой канал совпадёт со сливным раньше, то впрыснуто топлива будет меньше, а при обратном повороте каналы совпадут позже, и впрыснуто топлива будет больше.
В крайнем положении, соответствующем нулевой подаче (а), продольная канавка находится непосредственно перед перепускным каналом. Вследствие этого давление в камере высокого давления плунжерной пары во время всего хода плунжера равняется давлению в полости всасывания и нагнетания топлива не происходит. В это положение плунжер приводится, если двигатель должен быть остановлен.
При средней подаче (b) плунжер устанавливается в промежуточное положение (по регулирующей кромке).
Полная подача (с) становится возможной только при установке максимального активного хода плунжера.
 Схема подачи топлива плунж. парой
   а - нулевая подача                 b - средняя подача                       с - полная подача

1. Гильза плунжера 2. Подводящий канал 3. Плунжер 4. Регулирующая кромка плунжера 5. Рейка ТНВД


Изменение момента начала подачи топлива требуется при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Механическое регулирование момента подачи топлива производится с помощью центробежной муфты, расположенной на кулачковом валу. Внутри муфты находятся грузики, которые при увеличении оборотов двигателя расходятся под действием центробежных сил и поворачивают кулачковый вал относительно привода. При увеличении оборотов двигателя обеспечивается ранний впрыск топлива, при уменьшении – поздний.
На некоторых ТНВД (например, ТНВД трактора Т — 130) часть секций отключается на холостых оборотах, соответственно, отключается и часть цилиндров двигателя.

Конструкция рядных ТНВД обеспечивает высокую надежность. Для смазки приводного кулачкового вала насоса, его подшипников, толкателей плунжерных пар, регулятора насосы имеют автономную смазочную систему либо используется централизованная подача масла от двигателя.
Общее устройство ТНВД

Основные части ТНВД:
•    Корпус.
•    Крышки.
•    Всережимный регулятор
•    Муфта опережения впрыска.
•    Подкачивающий насос.
•    Кулачковый вал.
•    Толкатели.
•    Плунжеры с поводками или зубчатыми втулками,
•    Гильзы плунжеров.
•    Возвратные пружины плунжеров.
•    Нагнетательные клапаны.
•    Штуцеры.
•    Рейка.

(http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Tnvd.gif)

Работа секции рядного ТНВД
В зависимости от давления и продолжительности впрыска, а также от величины цикловой подачи топлива существуют следующие типоразмеры рядных ТНВД:
— М (4…6 цилиндров, давление впрыска до 550 бар)
— А (2…12 цилиндров, давление впрыска до 950 бар)
— P3000 (4…12 цилиндров, давление впрыска до 950 бар)
— P7100 (4…12 цилиндров, давление впрыска до 1200 бар)
— P8000 (6…12 цилиндров, давление впрыска до 1300 бар)
— P8500 (4…12 цилиндров, давление впрыска до 1300 бар)
— R (4…12 цилиндров, давление впрыска до 1150 бар)
— P10 (6…12 цилиндров, давление впрыска до 1200 бар)
— ZW (M) (4…12 цилиндров, давление впрыска до 950 бар)
— P9 (6…12 цилиндров, давление впрыска до 1200 бар)
— CW (6…10 цилиндров, давление впрыска до 1000 бар)
— H1000 (5…8 цилиндров, давление впрыска до 1350 бар)
У нас в стране наибольшее распространение получили ТНВД М-типов, MW, A, P-типов.
К сожалению, ремонт ТНВД - штука сложная и своими силами ее наладить непросто. Лучше, конечно, не доводить ее до разболтанного состояния, проходить вовремя профилактику, чтобы исключить дорогостоящего ремонта. Но, если уж такое произошло, лучше обратиться к специалистам.
Произвести ремонт дизельной топливной аппаратуры без проведения аппаратной диагностики практически невозможно. Одна из особенностей дизельного мотора – высокое рабочее давление, значительно превышающее, создаваемое при работе бензинового двигателя. При ремонте проводится проверка состояния всей топливной системы: рабочее давление и равномерность подачи топлива; частота вращения вала при запуске двигателе и при прекращении подачи топлива; работа форсунок, ритмичность подачи горючего всеми секциями насоса.

Рейтинг@Mail.ru
Besucherzahler Pretty single Russian women and Ukrainian girls
счетчик посещений
html clocks часы на сайт